Валентин и Эльвира Еремеевы (cavetravel) wrote,
Валентин и Эльвира Еремеевы
cavetravel

Categories:

Сплав по реке Куряк (Куряк. Спасибо, что живой!)

Мы уже несколько раз ходили в апреле, через неделю после вскрытия льда на больших реках, сплавляться на горные речки Южного Урала. Абсолютно все это сплавы остались ярчайшими воспоминаниями.
Но этот сплав из них самый перенасыщенный эмоциями! В конце первого дня сплава мы просто радовались в лагере тому, что мы все ЖИВЫ остались.

Все начиналось вот в это месте. Река хорошо видна на фотографии.
005_d00_start

Старт на кордоне Куряк. N54 49.100' E57 43.927'
Заброска туда в это время года требует внедорожника. Дорога плохенькая, местами ехали по глубокому снегу.
020_DSC02445

Завезли на место нас поздно вечером, уже в темноте. Нам нужно было встать на воду пораньше. Дело в том, что по опыту прохождения в этих местах реки Сим, уже знаем, что самый треш будет в начале (что подтвердилось). От первого дня надо взять максимум.

Река в месте старта узкая, течение приличное. На ногах трудно устоять в потоке воды. Максимальную скорость судна приборы показали 14,9 км/час, а вода несется еще быстрее.

На видео первые минуты сплава моего экипажа. Под бревном глубина сантиметров 20и лодка там не должна была пройти! Ее буквально сплющило мощью воды и протащило. Самый капец в том, что если бы я или Салават зацепились чем то за сучки, то пока нас ребята бы спасли, мы бы уже захлебнулись бы. Так что, ситуация реально опасная.


Первые 4,5 км реки мы буквально продирались сквозь кусты и больше шли пешком, чем по воде. В плане физических нагрузок, это был самый сложный участок. Мы непрерывно таскали вещи и лодки в глубоком мокром снегу. В таких условиях даже сухая гидра с изотермиком не помогают - ноги сильно подмерзали.
060_DSC02471

Далее треш только усиливался вместе с увеличение глубины и скорости течения. Завалы из деревьев становились многослойными и вода с шумом проходила такие завалы, как решето. Нас несколько раз протащили сквозь такое ПОД водой! Это было САМОЕ СТРАШНОЕ! Невозможно заранее угадать есть ли проход в этой сетке для человека или тебя задержит, как лапшу в дуршлаге. Нам сказочно повезло в тот день - никто из нас не погиб в этих местах. Я боюсь, что на летнем сплаве буду, видя дерево в воде, сначала выпрыгивать с чалкой в лес и привязывать и только потом думать! Мне пару ночей потом снилось, как меня заносит водой в такой завал.

На фото один из таких завалов
050_DSC02477

Аварийная остановка выглядела так - вылетаем из за поворота и у нас секунд 5 чтобы зачалится! Оба синхронно прыгаем к берегу в пролетающие мимо деревья и вяжемся за них. Не каждый раз это удавалось и тогда нас тащило под деревья.

Иной раз бывало так, что мы прошли вроде опасное место, но в последний момент судно всасывало под очередное дерево. В некоторых случаях, мы умудрялись по каскадерски выпрыгнуть на деревья до того, как лодку всосет под воду и потом впрыгнуть на судно с той стороны.

Типичный хороший участок реки. То, что мы шарахаемся от каждой ветки это неспроста - при такой силе воды, хвататься руками за ветки нельзя, так как просто вытащит из лодки в один момент.


На реке встречали огромное количество бобров и следов их жизнедеятельности. Лодку трудно обносить, так как весь лес истыкан острыми кольями сгрызенных деревьев!

Встречаются довольно высокие бобровые плотины
130_d010_bobrplot

Прыжок на байдарке с бобровой плотины


Первые 4,5 км мы прошли за 7 часов, из них час мы ели разогретые консервы и сливали воду из гидрокостюмов (они промокли у всех).

Далее пошли все более длинные прогоны и прямые участки! Скорость течения сильно возросла. На прямых отрезках суда разгонялись до 14..15 км/час. Но практически на всех поворотах, приходилось прыгать с чалкой в лес, чтобы избежать протяжки под завалами.
Съемок там почти не вели. Смеркалось, мы торопились, устали как собаки. Очень жалко, так как очень круто выглядят такие моменты, когда стоишь в лесу, навстречу на бешеной скорости вылетает экипаж, у парней лица невозмутимые и сосредоточенные и с такими же невозмутимыми лицами она прыгают в лес секунды спустя.

Мы 2 раза рвали свое судно. Второй раз я запомнил особенно.
Вечерело, мой экипаж шел замыкающим, а остальные стали торопиться и перестали нас ждать на поворотах. Они оторвались от нас километров на 6.
И в этот момент у нас случилась авария по полной программе.
Сначала нас смыло под подтопленное дерево и наша лодка там  застряла. Меня прижало мощным потоком воды между лодкой и суком под водой, но я каким то чудом смог выбраться. И в завершении меня пронесло живым через завал деревьев (но под водой я был столько, что уже начал дышать водой - мерзкое ощущение). Я натурально сидел под водой и ломал ветки в глубине, которые не давали мне пройти сквозь себя. Мне это до сих пор в кошмарах снится.
Все это время, мой напарник висел на одной руке в бурном потоке воды и второй рукой держал чалку лодки. Это был мужественный поступок, который спас наши вещи, без которых мы бы догоняли остальных пешком весь следующий день, без еды, жилья и навигации.
Я обежал по лесу завал, потом долго лез по деревьям к месту катастрофы. Как Салават так долго там продержался, я не представляю.
Довольно долго мы, по частям, вытаскивали все из бешеной струи воды в мокрый снег. Потом еще какое то время лежали в снегу без сил и жарко дышали, несмотря на то, что было очень холодно.
За все это время первые два экипажа, ушли от нас чудовищно далеко.
Только мы дрожа вышли на воду, как серьезно порвали борт лодки об острую ветку в воде!
Солнце заходит, становится сильно холоднее. Нам клеится минимум пол часа и.. у нас замерз клей!!
Грели клей ртом. Сидели при этом в мокром снегу по пояс. Лодка не сохла и мы протирали место склеивания туалетной бумагой. Каким то чудом лодку удалось заклеить!
В какой то момент мы на полном серьезе собирались ночевать в воде, просто накрывшись лодкой.

И вот мы снова на воде. Снова случайно остаемся живыми. Торопимся и рискуем, но нагоняем товарищей.
Вылетаем со скоростного прямого участка и видим супер завал впереди! Он нереально огромен! Просто решето великанов.
Прыгаем к сторону берега, чудом чалимся и видим следующее.
Дико ревет вода и ничего не слышно. В самом завале, между деревьев Максим Дерипаско пытается спасти лодку, которую зажало потоком воды между бревен.
Ниже завала в бурунах воды торчит одинокий сук на котором сидит верхом Женя Банников и обнимает пенку. Лицо у Жени было отрешенное. Он даже не сразу нас заметил, чем нас сильно перепугал.
Позже они сказали, что невероятно устали морально и физически. Да и наш экипаж тоже, надо сказать.
Мы обошли мега завал стороной по болоту, поросшему толстым льдом. Вышли к ревущему потоку, выходящему из сита деревьев на той стороне.
Там нашли Андрея, ставящего лагерь. Он рассказал, что этот завал прошел вместе с судном и, сразу на выходе, его просто размазало по лесу мощным течением.

На видео место, где мы нашли Андрея


Итого за первый день мы прошли 16,5 км. Из них замыкающие 12 км за примерно за часа.
В лагере согревались горячим пивом и искренне смеялись над фразой "Куряк! Спасибо, что живой"! А я вспоминал серию "Я не должен был выжить", где парней несколько раз накрыло лавиной, они не должны были выжить каждый раз, но почему то выжили. Так было и у нас в этот день.
150_DSC02499

Этот день был невероятен даже в мелочах:
1. мы потеряли рацию и позже нашли ее на ветках,
2. судно Дерипаско сделало раз 10 оверкиль и теряло часть вещей и позже находили все эти вещи в завалах,
3. Андрей потерял единственно весло от байдарки и оно чудом зацепилось за кусты и
4. мы его чудом его смогли спасти.

Второй день начался с того, что пришлось разогревать мокрую одежду и гидры над костром и влезать в них. Это очень мерзкое мероприятие.
Но это мелочи. Трясло нас от того, что нам опять лезть в лодки и выходить на воду! Где опять будут бревна, завалы и прочий треш.

Но случилось приятное чудо. Завалы еще встречались, но уже на так часто, а оверкили стали скорее курьезами. Начался обычный весенний сплав.

На фотографии дерево загадка. Все решили, что пройдут его поверху, но все лодки, почему то, вода протащила под деревом.
140_d020_derpoper

Вскоре мы вылетели к поселению Чёрное Плёсо. Приметное место - перед деревней к Куряку присоединился мощный приток слева и река стала очень полноводной.
160_DSC02520

Побродили по поселению, оно нежилое, но тут живут пасечники и есть домики, которые используют как дачи.
180_DSC02514

Памятник поселенцам. Когда то здесь было спец поселение. Валили лес и сплавляли его по Куряку в г.Сим.
240_DSC02535

Остовы домов.
260_DSC02539

Погуляли, пообщались с пасечником.
Снова на воде. С лодки спрыгнули еще всего пару раз - русло стало чистым. Скорость, при этом, высокая - 5...15 км/час.

На слиянии с рекой Сим нас так лихо крутануло в водоворотах. турбулентность в этом месте впечатляет. Еще метров 100 после слияния вода завивалась в воронки и вставала валами.

Буквально через минут 10 после слияния мы вышли на Симской пруд и встали на весла, течения тут почти нет.
280_DSC02548

310_DSC02564

Гора Жукова Шишка. Похожа на шишку лежащую на боку
320_DSC02569

У плотины
330_d030_simplot

Финиш!
340_d040_simstol

Итого по воде 36 км. Из них 4,5 км полная жесть и сплошные обносы, после первых 19 км (за пол км до Чёрного Плёсо) русло стало широким и сплав стал похожим на сплав, скажем, по Б.Инзеру. Завершающие 5 км до слияния с Симом, река стала протекать в красивых скалистых берегах, очень похожих на скалы на реке Б.Инзер.
Вышли на водохранилище мы примерно в 14...15 часов второго дня.

Маршрут интересный, но очень жесткий на мой взгляд. Я туда больше не пойду.

Фото и видео: Еремеев Валентин, Яйкаров Салават, Максим Дерипаско
Tags: Водный туризм, На всю башку!
Subscribe
promo cavetravel july 5, 2017 15:09 306
Buy for 10 tokens
Вопрос о то, что должно обязательно быть в туристической аптечке актуален для тех, кто руководит даже небольшими вылазками на природу. Достаточно один раз столкнутся с тем, что кого-то у тебя кусает пчела и он начинает опухать и тяжело дышать или с тем, что кто-то хватается за сердце и ты не знаешь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments